Технические характеристики ГАЗ-3102: подробный обзор

Стоимость и модернизации

Приобрести автомобиль ГАЗ 3102 на вторичном рынке не составит труда. Цена начинается от 55 000 рублей и идет выше. Чем больше стоимость, тем новее автомобиль и его общее состояние лучше. Модель пережила 5 модернизаций, которые касались различных аспектов.

Первая волна модернизации (1982-1991)

Позволила машине постепенно изменить отдельные узлы и детали. Начиная с 1984 года начали устанавливать наличие вентилируемых передних дисков тормозов. В то же самое время решили заменить главный тормозной цилиндр и упростить разводку гидравлических проводов. С 85-го года некоторые машины стали комплектоваться мотором ЗМЗ-402.10. Он имел блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, однако не было форкамеры.

ГАЗ-3102 1982 года

Регистрационный знак решили переместить на бампер, какой начали штамповать со специальной площадкой. Объединили радиаторную решетку, какая стала унитарной. Повторители поворотов решили вернуть на крылья, ведь этого требовали международные требования. В салоне поменяли подлокотники на дверях.

Вторая волна модернизации (1992-1997)

Тут решили вернуть опять топливный бак на прошлое место (под багажное отделение). Раньше он был над задним мостом, за задними сидениями. Наружные зеркала задней обзорности стали иметь корпуса из пластмассы и ручки для настройки стекол изнутри машины. Запасное колесо стали крепить к полу багажного отделения. Поместили наличие поплавкового датчика уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.

ГАЗ-3102 (1992-1997)

Внутри седана поменяли приборную панель, форму педалей и ручку рычага механической коробки переключения передач. Когда наступил 1994 год решили отказаться от форкамерного мотора. Ему на смену пришел ЗМЗ-406. Он представлял собой 2.3-литровый 130-сильный силовой агрегат, имеющий 4 клапана на каждый цилиндр и цепной привод на пару распределительных валов. Двигатель отвечал экологическому стандарту Евро-1.

Третья волна модернизации (1997-2003)

В этот период механическая коробка имела уже 5 скоростей. Возвратили промежуточную опору для карданного вала и начали установку гидравлического усилителя рулевого колеса. Карданный шарнир заменил муфту на управлении рулем. Система охлаждения была оборудована электронасосом.

Внутри поменяли отделку интерьера. Был установлен вспомогательный резонатор. Поменяли настройки обмывом фар. Колеса стали иметь не 14, а 15 дюймов. Вместо железных колпаков стали применять колпаки из пластмассы.

Форсунки омывателя стекла перенесли на капот, и они теперь подогревались. Также обновили шумовую изоляцию капота. Когда наступил 1998 год внутри автомобиля поменяли облицовку дверей. Удалили дверные пепельницы и установили наличие вещевых ящиков.

Четвертая волна модернизации (2003-2006)

Переднюю подвеску выполняли с наличием шаровых опор. Внесли некоторые перемены в механическую коробку переключения передач. Стали сзади ставить стабилизатор поперечной устойчивости.

Колесные диски были изменены, и убрали с них колпаки. Покраска наружных зеркал стала в цвет кузова. Все машины шли с задними мостами, которые имели вид балки-картера.

Пятая волна модернизации (2006-2009)

При наступлении 2006 года в индексе машины произошли изменения (вставили цифру 5), а называть машину стали ГАЗ-31025 «Волга». В это время из-за нехваток силовых агрегатов ЗМЗ-4061 некоторые машины комплектовались ЗМЗ-405 (2.46 литра), который разрабатывали для ГАЗ-3111.

Но и их было мало, поэтому стали применять американские Chrysler DCC 2.4L DOHC на 2.429 литра, которые соответствовали европейским нормам экологии Euro-2, либо Euro-3, смотря, какая была модификация. Кроме этого, поменяли расширительный бачок, стали устанавливать электрическую регулировку и подогрев внешних зеркал заднего вида.

Также добавили механизм, который регулировал рулевую колонку. Повторители поворотов уже не ставили на крылья, их поместили на наружные зеркала. Немного была обновлена доска приборов. Некоторые части машин в 2008 году получили обновление интерьера. А под конец этого года «Волгу» уже не производили.

ГАЗ-3102 Волга – видео обзор

https://youtube.com/watch?v=hxc-rrQck2w

На этот раз дизайнерам не требовалось удовлетворять вкусы широких масс и они придали новой модели более строгий облик. Линии кузова стали угловатыми (хотя заметит это только искушенный наблюдатель), капот — более низким, а багажник, наоборот, высоким. Изменились подвеска и коробка передач, появилась новая тормозная система с дисковыми тормозами и функцией предотвращения блокировки задних колес, современные низкопрофильные бескамерные шины. Уникальная черта ГАЗ-3102 — двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. Данную конструкцию отличает повышение мощности и экономичности, поэтому конструкторы ГАЗа бились над ее доводкой с 1960-х гг. К появлению «директорской» «Волги» им удалось отладить агрегат достаточно, чтобы оснастить им малосерийную модель.

По сравнению с ГАЗ-24 ГАЗ-3102 стала на 10 л. с. мощнее, почти на четверть экономичнее (при этом более экологичной по составу выхлопных газов). К сожалению, окончательно довести до ума систему факельного зажигания Горьковскому автозаводу так и не удалось. Не была решена проблема с перегревом, а карбюратор оказался сложен в отладке. Поэтому в 1990-е гг. от него отказались в пользу традиционного двигателя со свечным зажиганием. Эксклюзивная «Волга» носила часть атрибутов комфорта «Чайки»: струйный очиститель фар, электрообогрев заднего стекла, стереофоническую магнитолу. Кроме того, в ней появился ряд других новшеств: сиденья облегающей формы с подголовниками, травмобезопасная приборная панель. Некоторые решения внедряли явно с оглядкой на «Жигули» — например, травмобезопасные утопленные ручки дверей и жидкость тосол в системе охлаждения.

ГАЗ-3102 «Волга» никогда не выпускалась на массовом конвейере. Объемы ее производства во все времена были небольшими, но стабильными. Даже в 2000-х гг. в облике машины остается что-то, что по-прежнему привлекает определенный круг покупателей. Начиная с 1990-х гг., когда в страну хлынули иномарки, «тридцать первая» стала популярной базой для тюнинга, оснащаемой современными моторами, намного превосходящими по мощности штатный двигатель «Волги», полностью переделанными салоном и подвеской. Никогда нельзя сказать, какова цена и ходовые качества «Волги», которую вы встретили на дороге. В 2009 г. ГАЗ объявил о конце производства модели, хотя и сегодня «Волгу» можно получить по индивидуальному заказу.

Миф 6. Тормоза никуда не годились

Это и правда, и неправда. Тормоза, по директиве министерского начальства, позаимствовали с «Москвича» в угоду унификации. Конструкторы упирались, как могли: мол, машина-то куда тяжелее. Но указание «еще раз все просчитать» выполнили. Оказалось: выдержат, но на пределе. Автомобиль успешно прошел все положенные испытания, но позже начались аварии. Да не простые, а с лицами из высших эшелонов власти. После нескольких ДТП с внезапно отказавшими от перегрева тормозами пришлось даже выпустить засекреченную инструкцию, как и насколько часто менять тормозную жидкость. Оказалось, что со временем она впитывала влагу, а потому кипение наступало раньше положенного. Директива приказывала перед заливкой проверять ее «на вшивость», то бишь на реальную температуру кипения. Мол, соответствует ли ГОСТу? А в книге Н. А. Пугина «50 лет с Горьковским автомобильным: Воспоминания. Размышления» по этому поводу было сказано, что механики, дескать, самовольно заливали жидкость БСК, кипящую при температуре чуть выше 90 градусов. Проблемы исчезли с появлением новых тормозных жидкостей DOT-3, DOT-4.

ГАЗ 3102 Волга: описание, двигатели, АКПП, технические характеристики

ГАЗ 3102 Волга – это российский автомобиль среднего класса, выпускавшийся в период с 1981 по 2009 годы на Горьковском автозаводе. Машина изготавливалась в 5 поколениях. Базой модели послужила ранее выпускаемая ГАЗ-24 Волга. В народе авто прозвали «директорской Волгой», так как ее выпускали малой серией, порядка 3 тыс. единиц в год, и реализовывали лишь среди начальников среднего звена. Модель является самой долго выпускаемой в истории автопредприятия (в течение 27 лет). За весь период производства было выпущено около 156 тыс. авто.

Двигатель ЗМЗ-405

Семейство бензиновых двигателей ЗМЗ-405 можно по праву считать одним из предметов гордости их . Высокое качество этих моторов подтверждено годами эксплуатации, и нередко в довольно суровых условиях. Читать больше проДвигатель ЗМЗ-405 …

Двигатель ЗМЗ-406

ЗМЗ-406 — линейка рядных 4-цилиндровых 16-клапанных бензиновых автомобильных двигателей внутреннего сгорания производства ОАО «Заволжский моторный завод». Двигатель ЗМЗ-406 первоначально проектировался для установки на перспективную модель ГАЗ-3105. Первые прототипы двигателя появились в 1993 году, начало мелкосерийной сборки в 1996 году, выход на главный конвейер в 1997 году. Читать больше проДвигатель ЗМЗ-406 …

Двигатель ЗМЗ-402

Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя. Читать больше проДвигатель ЗМЗ-402 …

Источник

Силовая установка

Двигатель, который был установлен на ГАЗ-3102 в 1982 году, был не совсем обычной конструкции и оснащался форкамерно-факельным зажиганием, которое работает в режиме ЛАГ-процесса (лавинной активации горения). Первые форкамерные моторы появились на Горьковском автозаводе еще в пятидесятые годы, в период поисков новых технологий, обеспечивающих экономию топлива. Метод не прижился, вскоре от факельного зажигания отказались. Двигатели ЗМЗ 4022.10 в дальнейшем оснащались традиционными свечами зажигания.

Однако работы по совершенствованию силовой установки ГАЗ-3102 продолжались, так как тяжелая машина потребляла сравнительно много горючего. Ситуация разрешилась, когда в 1992 году появилась возможность импортировать японские моторы Toyota 3RZ-FE, достаточно мощные и экономичные. А в 2006 году на Горьковский завод стали поступать американские моторы Chrysler EDZ.

Автомобиль ГАЗ-3102, двигатель которого в отечественном варианте оставлял желать лучшего, стали оснащать импортными моторами. Такая практика продолжалась в течение нескольких лет, вплоть до снятия машины с производства. Технические характеристики всех моторов, устанавливаемых на ГАЗ-3102, были примерно одинаковыми, объем цилиндров — 2,3-2,5 литра, мощность — 103-130 л. с.

Преимущества и недостатки двигателя ГАЗ 3102

Преимущества:

  • Надежность и долговечность. Двигатель ГАЗ 3102 изготавливается по высоким стандартам качества, что гарантирует его долгий срок службы.
  • Относительная простота конструкции. Двигатель имеет минимальное количество сложных узлов и деталей, что облегчает его техническое обслуживание и ремонт.
  • Низкие затраты на эксплуатацию. Благодаря эффективной конструкции и экономичности двигателя ГАЗ 3102, затраты на топливо и смазочные материалы снижаются.
  • Универсальность. Двигатель ГАЗ 3102 можно применять в различных моделях автомобилей, что облегчает его замену и установку.
  • Хорошая тяговая характеристика. Двигатель обеспечивает достаточную мощность и крутящий момент для комфортной езды и выполнения различных маневров.

Недостатки:

  • Сравнительно низкая мощность. Двигатель ГАЗ 3102 может не быть достаточно мощным для выполнения некоторых задач, особенно при работе с тяжелыми нагрузками.
  • Отсутствие современных технологий. В сравнении с более современными двигателями, двигатель ГАЗ 3102 не имеет таких передовых технических решений, как непосредственный впрыск топлива или турбонаддув.
  • Относительно высокий уровень шума и вибраций. По сравнению с более современными моторами, двигатель ГАЗ 3102 может быть более шумным и вибрирующим.

В целом, двигатель ГАЗ 3102 является надежным и доступным вариантом для использования в различных автомобилях. Однако, перед его выбором следует учитывать требования к мощности и современности технологий, чтобы убедиться, что он подойдет для конкретной транспортной задачи.

Миф 2. Такую Волгу не продавали частным лицам

Это тоже и правда, и неправда. Точнее, поначалу было правдой, но потом всё изменилось.

Дело в том, что новая Волга получилась, скажем так, слишком привлекательной — хотя и не напоминала Мерседес. Машина настолько понравилась чиновникам, что сама мысль о том, что такие же автомобили будут хотя бы изредка продаваться простым профессорам и народным артистам, показалась им политически ошибочной. Купить «Волгу» ГАЗ-24 и без того было почти невозможно, но «ноль-вторую» решили поставить особняком, резко ограничив ее тираж. А простым смертным, добившимся-таки разрешения приобрести дорогую игрушку в личное пользование, стали предлагать нечто среднее — ГАЗ 24–10. Приборная панель — жесткая, тормоза — барабанные, морда — пластиковая…

Но после развала СССР всё поменялось. Очумевшие от переизбытка средств чиновники радостно накупили настоящих мерседесов, а потому Волге пришлось шагнуть в народ. Тут-то и выяснилось, что 3102 получилась настолько удачной, что сможет продержаться на плаву очень долго. Более того, для нее придумали замечательный термин: «Представительская»! Начиная с этой модели, «Волги» существовали в двух обличьях: престижная 3102 и остальные. И если за последующие четверть века вместо ГАЗ-24 появилась 24–10, а затем — 31029, 3110, 31105, то все это были как бы «простые волги». А вот 3102 все это смутное время просуществовала вне календаря и пространства — как комод красного дерева или кузнецовский фарфор. При этом она потихоньку получала измененную переднюю подвеску, мощный впрысковый мотор, пятиступенчатую коробку, гидроусилитель руля, современный салон и т.п.

Фильм «Следствие ведут знатоки. Дело 22. Мафия», 1989 год. Герой Пороховщикова — глава преступной группировки. Он всесилен — в его распоряжении есть даже автомобиль ГАЗ-3102, который, как известно, никому не продается.

Автомобиль партийной элиты


Автомобиль 1980 года в финальном облике

В итоге, несмотря на ограниченный бюджет, машина получилась очень достойная. Однако запускать ее в массовое производство Минавтопром не торопился. Все дело в том, что еще в 1977 году с появлением ГАЗ-14, традиционная иерархия советских номенклатурных автомобилей начала разрушаться. Новая более солидная Чайка по внешнему виду и комфортабельности практически вплотную приблизилась к правительственным ЗИЛам, и сажать туда чиновников средней руки было не по статусу. В результате долгое время старая и новая Чайки выпускались параллельно. Но в 1981 году ГАЗ-13 уже окончательно устарел и был снят с производства. Немедленно встал вопрос куда пересаживать разросшийся к тому времени чиновничий аппарат. Вот тут и вспомнили про ГАЗ-3102.

Чиновникам новая Волга пришлась по душе, и в апреле 1982 года началось ее серийное производство. Воодушевившись газовцы принялись разворачивать ее массовый выпуск, рассчитывая в ближайшем будущем заменить стремительно устаревающий ГАЗ-24 на главной ветке конвейера. В дополнение к базовому ГАЗ-3102 запланировали универсал ГАЗ-31022, а также седан ГАЗ-31021 в модификации такси с мотором под низкооктановый бензин А-76.


ГАЗ-3102 (слева) и флагман Горьковского автозавода ГАЗ-14

Однако с самого верха пришел наказ — массовое производство ГАЗ-3102 не разворачивать, а все товарные машины в первоочередном порядке отправлять в правительственные гаражи. В результате до конца 80-х встретить ГАЗ-3102 в розничной продаже было невозможно. К чести заводчан, они смогли в короткое время подготовить упрощенную версию «ноль второй» с устаревшим кузовом ГАЗ-24, и запустить ее в серийное производство под видом ГАЗ-24-10.

Подводим итоги

Уже тот факт, что ГАЗ-3102 использовали сначала только для чиновников и важных лиц, он развивал желание у многих автомобильных любителей того времени приобрести себе данную модель. Ее необычная внешность заставляет засмотреться на машину даже сегодня, что уж говорить про года ее выпуска.

Стоит заметить, что модель удачно сменила ГАЗ-24, какая стала уже «простой» в СССР. Все так же компания не изменяла своим традициям в установке знаменитого «китового уса», который тут был немного скромным. Изменилась не только внешность. Внутри автомобиля стало намного комфортнее находится.

Появилась новая приборная панель, позволяющая легко считывать необходимую информацию. Наличие наклейки, имитирующей дерево, уже вдохновляло и делало интерьер седана более интересным и изысканным.

Хочется похвалить дизайнеров, ведь они потрудились на славу. Машина также располагала большим свободным пространством, поэтому никто не испытывал дискомфорта. Багажное отделение, хорошо знакомое с 24-й модели, ничем не уступало по объему. Тут все также можно было разместить все самое необходимое и отправиться даже в дальнюю поездку.

Диски колес немного позже стали устанавливать увеличенного размера, что придало внешности седана еще больше стильности. Да, было много недостатков и недоработок, но конструкторы и дизайнеры старались сделать лучше, как могли. Не стоит забывать, что, к сожалению, им не давали полной свободы действий.

Силовой агрегат был мощным, однако потреблял сильно много бензина, что остается проблемой и сегодня. Данные модели можно довольно часто встретить на дороге. Горьковский автомобильный завод не перестал развиваться после завершения производства данной модели.

Сегодня есть более усовершенствованные автомобили, которые намного превосходят ГАЗ-3102, однако в свои годы производства 3102 была, пожалуй, одним из самых престижных седанов на рынке СССР. Также сегодня даже делают для ГАЗ 3102 тюнинг, который иногда ничем не уступает зарубежным моделям.

Like this post? Please share to your friends: