Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей.
Основные отличия экстерьера:
-
Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.
Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.
- Появились хромированные бамперы, решетка радиатора, колпаки колес, некоторые другие детали.
- Бамперы получили резиновую окантовку, предохраняющую от деформаций при мелких толчках.
- Появились утопленные ручки дверей.
- Исчезли угловые форточки на окнах. Это повысило защиту от угона, хотя и ухудшило вентиляцию салона.
- Установлены фары немецкой фирмы Ruhla с габаритными лампочками внутри. Они расположены ниже, чем у ГАЗ-24, что улучшило освещение дороги. Доступ для замены лампочек предусмотрен из отсека двигателя.
- Появилась система омывания фар с форсунками на бампере.
- В задних фонарях совмещены все необходимые сигнализаторы (заднего хода, габаритный, торможения и катафот), добавился противотуманный огонь.
- Все сигналы поворотов увеличились в размерах и стали видны сбоку, что позволило отказаться от повторителей на крыльях.
- Противотуманные фары располагались под бампером, низкое расположение увеличивало их эффективность. Закрывались съемными кожухами.
Основные отличия интерьера:
- Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
- На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
- Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
- В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
- Кресла стали более удобными, появились подголовники;
- Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).
Автомобиль комплектовался однорядным четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10. Его главным отличием являлось форкамерно-факельное зажигание, то есть воспламенение горючей смеси с помощью огненных факелов, а не искры.
Разобранный двигатель ЗМЗ-4022.10
В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы через два сопла попадали в основную камеру и поджигали находившуюся там обедненную смесь.
Две его камеры приготовляли обедненную смесь, одна — обогащенную. В карбюраторе имелась также полуавтоматическая система холодного запуска, водителю следовало лишь закрыть воздушную заслонку.
Недостатками форкамерно-факельного зажигания являлась необходимость частой настройки и очистки сопел карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить ГБЦ и систему охлаждения.
Система охлаждения автомобиля ГАЗ 3102
Основные технические характеристики ЗМЗ-4022.10:
- Объем — 2,445 литра;
- Мощность — 75 кВт (102 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 182 Н*м;
- Топливо — бензин АИ-93.
Другой особенностью мотора стала система ступенчатого пуска воздуха, обеспечивающая его поступление напрямую во впускной коллектор. Этим достигался двойной эффект: экономия бензина и сокращенный выбег автомобиля при торможении двигателем. Изменилась компоновка некоторых узлов ГАЗ-3102 «Волга». Бензобак сместился вперед, его емкость возросла до 70 литров. Появился шариковый клапан давления, предотвращающий утечку бензина в случае переворачивания автомобиля.
Значительные изменения произошли в тормозной системе. Для ГАЗ-3102 «Волга» фирма Girling (Англия) разработала специальную конструкцию вакуумного усилителя. Система оставалась работоспособной при выходе из строя одного из контуров.
ГАЗ-3102
Годы производства – 1981-2008 гг
Тип кузова – седан
Двигатель – карбюраторный, с форкамерно-факельной системой зажигания, 4-х цилиндровый, рядный, 2445куб.см
Мощность – 105л.с
Трансмиссия – 4-х ступенчатая, механическая
Клиренс – 156мм
Колесная база – 2800мм
Габарит (длина/ширина/высота) -4960мм/1820мм/1476мм
Максимальная скорость – 160км/ч
Расход топлива – 8.5л/100км
Масса – 1450кг
ГАЗ-3102, изначально изготавливавшийся в ограниченных масштабах на отдельной производственной линии, предназначался для обслуживания исключительно руководства среднего звена партийных и государственных учреждений, поэтому для продажи населению и в таксомоторные парки не поступал, хотя изначально такой проект анонсировался в СМИ в связи с московской Олимпиадой-80. Зато после выхода в свет впервые в свободной продаже появились хотя и устаревшие, но пользовавшиеся спросом ГАЗ-24.
Особый престижный «директорский» статус сохранился за ним и в более позднюю рыночную эпоху.
Модель ГАЗ-3102 планировалось как «дежурное обновление» Волги ГАЗ-24, главной задачей которого было дать автомобиль, соответствующий современному дизайну и возросшей динамики сменившейся флагманской модели-Чайке ГАЗ-14.Так на ГАЗе сложилась парадоксальная ситуация, на основном конвейере выпускалась стремительно устаревавшая ГАЗ-24, а на отдельной линии производства автомобилей малых серий с годовым выпуском в 2-3 тысяч машины собирался ГАЗ-3102.
Главной технической новинкой был форкамерно-факельный двигатель ЗМЗ-4022.10. Первые разработки форкамерных двигателей относится к пятидесятым годам. Они велись в целях повышения топливной экономичности автомобилей. У 4-х цилиндрового двигателя было 12 клапанов (8 впускных и 4 выпускных). Динамика Волги существенно улучшилась. Тем не менее, серийный форкамерный двигатель имел и недостатки, а так же не хватало квалификации обслуживающего персонала. В 1992г. производство Волг с форкамерным двигателем было прекращено. Всего выпущено примерно 27000 автомобилей с таким мотором.
На модель 3102 впервые в семействе «Волг» начали устанавливать передние дисковые тормоза
«Волге» ГАЗ-3102 суждено было стать рекордным легковым автомобилем по продолжительности выпуска. На момент снятия с производства ГАЗ-3102 было 28 лет, этот срок стал самым долгим за всю историю легковых автомобилей ГАЗ.
Модификации
ГАЗ-3102Л – удлиненный вариант
ГАЗ-31022 – универсал (выпускался штучно, по специальным заказам)
ГАЗ-31011, ГАЗ-31012, ГАЗ-31013 – имели 8-ми цилиндровый двигатель
Всего порядка 12 модификаций